Тема профессионального выгорания чаще всего появляется на страницах печати когда говорят об учительской профессии. Хотя мне кажется, что эта тема присуща любой профессии. Особенно если речь идет о людях, которые работают с людьми.
Очень часто за свой 25-летний стаж мне приходилось слышать, что профессия библиотекаря - самая бесстрессовая (конечно, какой стресс, если сидишь и весь день книжки читаешь!). Убедить оппонентов в обратном никак не удавалось. Наблюдая же за коллегами, видела, как устают они после рабочего дня и просто не могут выдержать еще хоть какого-нибудь общения, как у хороших профессионалов потихоньку опускались руки от безысходности ситуаций и т.д. Поэтому когда члены Методического Совета ГМО подпли идею провести семинар-тренинг с психологами, я предложила тему профессионального выгорания, зная что наш школьный психолог занимается именно этой темой.
21 апреля такой семинар прошел. Оказывается школьный библиотекарь подвержен профессиональным стрессам чаще чем учитель. И факторов, влияющих на этот показатель много. Любой коллега меня поймет. Обслуживание в школьной библиотеке требует быстрого (почти мгновенного) переключения с читателя одного возраста на другой. На перемене перед тобой могут появится почти одновременно и первоклассник, и десятиклассник, и родитель, и учитель. Выполнение запросов любого из них требует применения знаний психологии всех возрастов, социального положения каждого, да еще и индивидуальных особенностей. А иногда и конкретной ситуации. Работу же по приему учебников вообще можно назвать одним большим и глубоким стрессом, если не депрессией. Здесь тебе и большой объем работы как моральной, так и физической. Здесь тебе и бесконечные разборки с учениками и их родителями по поводу испорченных учебников.
Еще одним фактором появления синдрома профессионального выгорания может являться тот факт, что большинство из нас работают зав.библиотеками, и это потолок нашей карьеры. Да-да большинство из нас сейчас скажут, что им карьера не нужна, что им нравится работать в библиотеке. Я тоже, кстати, отношусь к этой категории. Но... психология на то она и наука, что учитывает все психологические риски и неудовлетворенности на уровне подсознания. И мы можем об этих процессах даже не подозревать.
Кроме того, не секрет, что многие наши достижения не оцениваются ни материально, ни морально. Вот вам и еще один фактор. Даже огромный поток информации который необходим нам в нашей профессии тоже является фактором для профессионального выгорания.
На семинаре нам предложен был тест. Это позволило выявить каждому из нас свои "критические области", а получить индивидуальную консультацию можно и у своих школьных психологов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий