четверг, 27 января 2011 г.

Ой, и тебя посчитали...

Заканчивается первый этап "Сбора статистических данных о библиотеках", прозванный в народе переписью библиотек. Не знаю, как библиотекарям, работающих в муниципальных библиотеках, а  нам, школьным библиотекарям, очень даже нелегко.
Необходимо заполнить 5 таблиц: "Материально-техническая база", "Формирование и использование библиотечного фонда", "Электронные справочно-библиографические ресурсы библиотеки", "Пользователи библиотеки. Информационно-библиотечное обслуживание", "Персонал библиотеки". 
Начнём с того, что четкого руководства по заполнению всех таблиц нет, а наш учёт отличается от учёта муниципального (в школьных библиотеках, например, дневник работы библиотеки ведется не по календарному, а по учебному году), если и есть консультанты на местах, они не знают нюансов работы школьной библиотеки и нам, практически помочь не могут, отсылая к нашим непосредственному начальству, рекомендации по заполнению тоже не всегда могут помочь. Приказ по городу, а соответственно по школе тоже не сделать, т.к. из регионального Министерства пришло только письмо. Что же делать в такой ситуации? Мы пошли самым, как нам показалось, простым и надёжным путём: вопросы задавали в Справочную службу сайта "Статистическое наблюдение библиотек Российской Федерации". Ответы приходили очень быстро и чётко. Огромное спасибо им за это.
Теперь попробую кратко сформулировать ответы на часто возникающие (во всяком случае у нас) вопросы. Первое: данные вносить нужно только за 2010-й год, поэтому всё пересчитывали по дневникам, стараясь выполнить это условие. В таблице 1 - лучше сразу округлять данные кв.м, т.к. потом при заполнении формы на сайте вам все равно придется это сделать. Всё помещение библиотеки, как и школа, находится в оперативном управлении (во всяком случае - у нас в округе). Таблица 2 - всё что касается фонда просчитывали вместе с учебниками, только не стали приравнивать учебники по ин.яз. к книгам на иностранных языках. Таблица 3 вызывала больше всего затруднений, но ее мало кто заполнял, т.к. ЭК мало у кого есть, а уж отдельные базы данных не ведут совсем: просто не хватает времени на все. У нас ведь нет, как в муниципальных системах библиографических отделов, ставок библиографов и тех нет. Таблица 4: затруднения вызвало только число посещений, т.к. их надо указывать в формате  тыс.ед. То есть, если у меня в библиотек посещений 12864, то я в таблице указываю - 12,8. То же самое - число посещений Интернет-сайтов библиотеки. Специально консультировались мы и по таблице 5. У нас ведь многие библиотекари работаю на 0,5 ставки, а то и 0,25 ставки. Нам объяснили, что "надо указывать человека, а не ставку". Работает человек - значит 1, и не важно на сколько ставок (1,5 - 1 - 0,5 - 0,25).
В таких условиях трудно требовать от библиотекарей четкого и правильного заполнения форм. Если это закон - это должен быть закон для всех, а не для отдельных Министерств (для культуры - приказ, для образования - письмо. Хочешь делай, хочешь нет). Ответственные за всё это люди должны чётко и ясно объяснять всем правила, вне зависимость от формы собственности библиотек. Информация доходит с запозданием, а иногда не доходит совсем. Как было, например, с регистрацией на сайте. Узнала совершенно случайно, зайдя на портал РШБА (спасибо им огромное!). Кинулись регистрироваться на сайте. А что это означает на самом деле: все 30 школьных библиотек округа регистрировала я, составив график, у себя в библиотеке. Пропало 4 дня работы. Бедные мои читатели успевали получить книжки между регистрацией библиотек! Потом была целая история с получением пароля для входа на сайт и заполнением данных на сайте. Вернее, эта история для некоторых библиотек еще продолжается. То пароль потеряют, то не придет, то библиотекаря не допускают к интернету, чтобы он заполнил все формы. Пришлось всеми правдами и неправдами все-таки выпустить приказ по городу. Здесь, Управление образованием и городская методическая служба меня, как руководителя ГМО, как раз поддержала. Все время созваниваемся с руководителем ГМО школьных библиотек из Миасса, консультируемся. Думаю, что еще возникнут какие-то недочёты.
Очень бы хотелось, чтобы вся эта наша титаническая работа пошла на пользу. Увидели бы сколько школьных библиотек в России, стали бы их финансировать, изменили бы статус ШБ... А пока как в сказке "Про козлёнка, который умел считать до десяти"...

2 комментария:

Л.М. комментирует...

Лена, всё так! У нас были те же самые проблемы и вопросы. Кроме одного: каждый сам у себя в школе заполнял эти формы. Но в этом и минус, т.к. каждый как понимал,так и заполнял, объяснить чётко тоже некому было (методиста по библиотекам нет, телефонов в библиотеках тоже нет, чтобы оперативную связь друг с другом поддерживать), поэтому думаю - ошибки всё-таки будут.
И если в эл. вариант ещё можно было ввести изменения, то бумажный бланк был один - ошибся, исправить было уже нельзя, а многие вещи прояснились уже после заполнения (мы сдали бумажный вариант 21 января).
И ещё, на сайте почему-то на мои вопросы не отвечали...
Так что всё ты правильно сказала и хочется повторить вслед за Жванецким, обращаясь к организаторам переписи: "ТщательнЕй надо, товарищи!"

Анонимный комментирует...

Спасибо, Лена. Так хорошо, подробно описала свой опыт, т.е. ваших библиотек. как хорошо, что мы все вместе!